Выберите язык

Из книги "Прямиком на юг", часть 1 "Экспедиция в сердце Шри-Ланки", эпизод 3.

08.03.2018 7°56'30.35"С 80°59'54.23"В – билетная касса и вход в археологический музей

Поездка в средневековый город Полоннарува - вторую по возрасту столицу ланкийских королей, где они правили с 1070 по 1293 годы. До этого времени, с середины I века до н.э., административной столицей острова был город Анурадхапура, который нам посетить не удалось, потому как накануне там случились беспорядки на религиозной почве, и правительство временно ограничило посещение его окрестностей.

Ехали с остановками: сувенирные магазинчики, попрошайки-обезьяны на обочинах... Ну как было не кинуть бананчик симпатяшкам!


Деревянный резной барельеф при входе в сувенирный магазин

Дороги Шри-Ланки практически везде асфальтированы. Магистрали пошире, но просёлки обычно узкие, и требуется серьёзное водительское мастерство, чтобы расходиться со встречными на скорости. И надо не забывать давить на клаксон перед каждым поворотом и при обгоне – здесь это непреложное правило.

В Интернете много информации о древних дворцах и храмах Полоннарувы, и она не всегда корректна. Попробуем и мы внести свою лепту в эту путаницу.

Озеро, на берегу которого находится древний город, называется «море Паракрамабаху». Оно рукотворное, было создано при правлении короля Паракрамабаху Великого (1153-1186 г.г.). Включает в себя 3 водоема общей площадью более 15 кв. км. На строительство дамбы длиной 13,6 км потребовалось 4,5 млн. кубических метров земли. Подсчитано, что тысяче землекопов на создание этой плотины потребовалось бы 12 лет, при условии работы 24 часа в сутки. Когда строительство было завершено, 11 каналов отводили воду в разных направлениях, снабжая город и орошая окрестные поля и плантации.

Чтобы посмотреть древнюю Полоннаруву, надо купить билеты в кассе. Вам их выдадут два: один – на посещение археологического музея, а второй - на вход на территорию дворцового комплекса.

Вход в археологический музей – сразу за билетной кассой. В самом музее съёмка запрещена, а жаль: там хранятся очень интересные экспонаты. Но во времена Интернета недоступной информации становится всё меньше с каждым годом, взглянуть эту коллекцию можно здесь, к примеру…

А парк возле музея живописный. Ничего исторического, но тропические растения красивы сами по себе…

Примерно 4500 лет назад страной Ланка управлял мудрец Пуласти – создатель традиционной медицинской системы «аюрведа». Он был дедом великого короля Раваны, который создал высокоразвитую для своего времени цивилизацию и управлял десятью королевствами одновременно. Во время жизни Пуласти город называли в честь него Пуластипура («Пуласти» – имя правителя, «пура» — город). Со временем это название трансформировалось в Полоннаруву, и она всю историю своего существования была одним из главных городов Ланки, даже в тот период, когда столицей государства была Анурадхапура.

Территория исторического комплекса окружена 6-ти километровой стеной. Согласно хроникам, город включал в себя несколько тысяч домов с сотнями улиц. 2-3-х этажные дома купцов и аристократов строились из кирпича, а средний класс и беднота жили в домах из глины и дерева. Строительство зданий из камня считалось привилегией короля и духовенства.

Дворец короля Паракрамабаху хроники описывают в мельчайших деталях, упоминая семь этажей и множество комнат. Дворец также известен под названием Вайджаянта Прасадая (переводится как «огромное здание со всеми современными удобствами»).

Возле входа находится большой зал, который исполнял роль палаты для аудиенций.

Стены строения необычайно толстые, крыша и этажи были деревянными.

Фундаменты меньших по размерам зданий можно увидеть к югу и востоку от дворца. Видимо, они предназначались для королев и других высокопоставленных лиц.

Палата Совета Паракрамабаху - классический пример искусства древних мастеров каменной кладки.

У начала входной лестницы находится лунный камень, ступени украшены статуями макара — мифических существ индуистской мифологии. Над ними расположены статуи львов. Считается, что этот зал был специально построен королем для встреч со своими советниками и юристами. Дизайн постройки не сочетается с древними традициями. Например, лунный камень, балюстрады и другие присутствующие здесь элементы прежде использовались только при строительстве монастырей.

Рядом – паркинг. Надо сказать, перемещаться от одного исторического памятника к другому здесь лучше на автомобиле с кондиционером или на продуваемых ветерком тук-туках и мотоциклах, пешком или на велосипеде ну очень жарко…

Религиозное сердце древнего города – Далала-Малува, переименованное в конце 1800-х годов британскими археологами в «Священный Четырёхугольник». Это довольно приличный по размерам периметр, застроенный святынями.


Табличка при входе в комплекс

Сингальское слово «далала» означает «зуб». Имеется в виду зуб Сиддхартхи Гаутамы, Будды, который по преданию посещал Шри-Ланку. Обладание такой реликвией символизировало легитимность правителей, и во времена, когда Полоннарува была столицей, он хранился здесь. В дальнейшем его переместили в город Канди, последнюю столицу Сингалии до британского захвата острова в XIX-м столетии. Мы зашли на священную территорию через восточный вход.


Входная лестница


Объект под охраной


Вид на восточный вход изнутри. Когда-то эти столбы подпирали крышу…

Сразу справа от входа стоит очень любопытное здание – семиэтажный зиккурат, многоступенчатое культовое сооружение, типичное для многих древних архитектур. Этот называется Сатмахал Прасада (Satmahal Prasada), был построен в 12-м веке по велению короля Ниссанкамаллы (Nissankamalla). Правда, седьмой, самый верхний этаж, к сожалению, рухнул. К передней части второго этажа прикреплён лепной барельеф Будды.

За входом слева располагается Круглый дом реликвий Ватадаге. Можно зайти внутрь, но нужно обязательно снять обувь, а мужчинам - головные уборы.

Вокруг маленькой ступы, расположенной по центру, кольцом возведены стены с четырьмя ориентированными по сторонам света входами, охраняемыми статуями сидячих Будд.

Такие сооружения на Шри-Ланке строили специально для хранения реликвий. В этой, по легендам, хранился либо тот самый Зуб Будды, либо чаша для милостыни, которую Будда использовал, что именно – сейчас не установишь. Надо сказать, история Полоннарувы закончилась в XIII-м веке вторжением завоевателей из Южной Индии, после чего все здешние постройки были заброшены и разрушались. Сегодняшний их облик – результат кропотливой работы историков, археологов и специалистов-реконструкторов, и многие моменты прошлого до сих пор вызывают дискуссии. В любом случае, место это веками намоленное, и уже это придаёт ему святость.

Напротив Ватадаге стоит прямоугольное здание, оно называется Хатадаге.

Есть мнение, что Зуб Будды хранился в нём. Стены у него массивные, крепкие, а в главной комнате стоят крупные статуи, возможно, они и охраняли святыню…

На территории Четырёхугольника есть ещё много чего: колонны, когда-то поддерживающие священные здания, Gal Potha – Каменная книга, 8-ми метровая плита, на которой один из королей повелел высечь описания его деяний, статуя стоящего Будды…

А ещё есть священная Мандала – буддистский сакральный символ, помогающий лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил…

И святилище Бодхисаттвы – существа или человека, принявшего решение стать Буддой для блага всех живущих, и место произрастания неувядающего и неистощимо плодоносящего древа бодхичитты, дающего свободу от страха даже тому, кто совершил тягчайшие преступления…

Ещё один храм, называется Атадаге, он чуть ли не самый старый в комплексе. Был построен королем Виджаябаху в XI-м веке для хранения в нём всё того же Зуба Будды…

У южной границы комплекса есть сооружение, о котором нельзя не рассказать: сводчатый храм Тупарама. Датируется периодом правления того же Виджаябаху, то есть тоже очень старый. Одно из немногих зданий, крыша которого полностью сделана из кирпичей. Стены имеют толщину около 2-х метров.

Говорят, внутри они были расписаны фресками, а глаза статуи большого стоящего Будды были инкрустированы драгоценными камнями таким образом, что в них отражался солнечный свет и освещал всё помещение…

А ещё утверждают, что и здесь хранился тот самый пресловутый Зуб… Похоже, его просто периодически переносили с места на место, не иначе :)

Ну – хватит о Четырёхугольнике, движемся дальше на север.

Ранкот Вехера (Rankoth Vehera), дагоба или ступа.

Обычно они монолитны, и эта не исключение, к ней лишь пристроены кирпичные кельи со священными изображениями внутри.

Самая крупная в Полоннаруве, в обхвате 168 метров, она была воздвигнута королём Ниссанкамаллой – надпись на платформе южнее монумента повествует о том, что он лично руководил строительством. На широкой песчаной террасе, окружающей ступу, разбиты цветочные алтари, для удобства посетителей работники комплекса выкладывают коврики-циновки – ходить вокруг ступы можно лишь босиком, а камни ноги жгут… Грандиозная постройка!

Смещаемся ещё на север. Кири Вехера (Kiri Vehera), в переводе с сингальского – Ступа цвета молока. Храм был построен королевой Субхадрой, супругой короля Паракрамабаху. Известен своими идеальными пропорциями и является самой хорошо сохранившейся дагобой на Шри-Ланке.

При раскопках большого холма к востоку от монумента было обнаружено трехкомнатное здание для хранения реликвий, а также ступы поменьше, в которых хранились останки членов королевской семьи и священников из монастыря.

Южнее напротив Кири Вехера находятся развалины Ланкатилака (Lankatilaka)– высокой башни, бывшей одним из прекраснейших буддистских храмов в Азии в 12-м веке.

Огромная кирпичная постройка состоит из стен высотой 17 метров, изысканных резных узоров и колоссальной статуи Будды.

Крыша сводчатая кирпичная, это ещё один превосходный образец сводчатых храмов, называемых гедиге, которые, как вы помните, редкость. Сейчас у статуи Будды отсутствует голова, кто-то из завоевателей постарался, а в прежние времена неповрежденная статуя достигала 12,5 м в высоту.

Внешнюю поверхность стен украшает гипсовая лепнина, включая изящную необыкновенной красоты фигуру Нагини – женского воплощения царя змей Нагараджа, что тоже, говорят, редкость…

Наше посещение древней Полоннарувы подходит к концу. Автомобильный паркинг, рядом озеро.

Нам осталось рассказать о самом известном здесь памятнике архитектуры.

Гал Вихарайя (Gal Viharaya), или Храм в скале, не имеет аналогов среди древних храмовых комплексов. Он представляет собой группу огромных статуй Будды, вырезанных прямо в монолите.

Гранит – не самый лёгкий для обработки материал, но древним мастерам удалось придать изваяниям вполне распознаваемые черты: сидящий Будда – сама отрешённость и созерцательность…

Поза и выражение лица стоящего Будды показывают исключительное чувство сострадания ко всем страждущим…

А слегка согнутая левая нога и вмятина на подушке, появившаяся под тяжестью головы лежащего Будды, статуя которого имеет, к слову сказать, 14 метров в длину, делают этот колоссальный символ равновесия и самообладания более живым.

Уникальное произведение искусства, несомненно…

Вот и всё о том, что мы успели увидеть в древней Полоннаруве за полдня. Посмотрите наш короткий фильм об этом, часто в движении всё выглядит интереснее…

< эпизод 2

эпизод 4 >

© 2023 Клуб Альппроект