Выберите язык

Из книги "Уже история: Индия и Непал 15 лет назад ", эпизод 7.

- Пожалуйста, побыстрее, у нас очень мало времени! – торопил нас ранним утром Рома. Давясь, проглатываем свой континентальный завтрак. Вот они, вчерашние остановки в магазинах по часу - два: сегодня мы должны покинуть Дели, впереди дальняя дорога, а до того ещё три объекта надо обязательно посетить.
Наш автобус встраивается в нескончаемую утреннюю транспортную колонну. У входа в Национальный музей Индии оказываемся сразу после его открытия.
В музее хранится более 200 000 экспонатов, рассказывающих об истории Индии - археологические находки, исторические артефакты и предметы искусства. Чтобы осмотреть всё, дня не хватит. Учитывая обилие планов на сегодня, Рома нам от щедрот выделил час. Это, конечно, было ни о чём, проскакали по заведению галопом. Фотографировать нам тут запретили, камеры при входе отобрали. Мы тогда этому огорчились, а вот по прошествии 15-ти лет захожу в Интернет и спокойно разглядываю экспонаты, сидя у монитора. Но вот то, что меня особо заинтересовало тогда, я во всемирной паутине не нашёл: маленькую, размером с ладошку, безголовую глиняную статуэтку женщины с совершенными формами. Всё бы ладно, в древней Элладе ваяли и покруче, но что удивило: она была найдена в культурном слое, возраст которого 6 000 лет! На минуточку, Хараппская цивилизация, с которой началась писаная история Индии, зародилась в III-м тысячелетии до н.э., то есть скульптурка эта древнее примерно веков так на пять! Но в те времена в древнем Египте и Месопотамии уже существовали мощные цивилизации, и мореходы на папирусных судах вполне себе могли добраться до омываемого морями Индийского полуострова, прихватив с собой для торговли и обмена свои предметы искусства, почему нет?
Существуют теории о том, что Америку впервые открыл не Колумб, и даже не викинги. В 1513 году турецкий адмирал Пири Рейс закончил работу над большой картой мира для своего географического атласа «Бахрийе».

Фото: lah.ru

Сам он не так много путешествовал, но использовал более 20 картографических источников. Так вот на этой карте есть не только контуры обеих Америк, но даже береговая линия Антарктиды – за 300 лет до её открытия! Причём берег сегодня покрыт полутора километровой толщей льда, и подробности его контура устанавливаются по данным сейсморазведки, а вот древние картографы изобразили его с поразительной точностью, то есть в их времена ледников не было! Единственное логичное объяснение такому факту предоставляет теория периодической инверсии магнитного поля Земли. Последнее такое событие, кстати, произошло примерно шесть тысяч лет назад, когда в определённый момент дрейфа полюсов климат Антарктики был другим. То есть речь идет о мореплавателях, живших тогда и составлявших карты, послужившие Пири Рейсу основой? Невероятно, но это самое логичное объяснение, принцип бритвы Оккама вариант с инопланетянами исключает. И, важно: центр карты Пири приходится на Каир, во как. Помните, выше я писал о картографических проекциях и о том, что в центр карты мира каждая из стран помещает свою столицу? Во-о-т… А Каир – столица Египта, где шесть тысяч лет назад цивилизация была вполне себе развитая. Кстати, пишут, что Колумб изучал древние карты и знал о конечной цели своего плавания. Не в Индию он плыл. И бусами стеклянными для обмена на золото не зря затарился. И бунты своих уставших от невзгод длительного плавания корабельщиков усмирял обещаниями скорой земли, и его пророчества сбывались с точностью в день – два…
Об азиатском происхождении американских индейцев учёные говорят давно, вот, к примеру: Замир Осоров. Кыргызы и индейцы. А откуда статуи и глиняные таблички с изображениями здоровенных негроидов–альмеков и остробородых финикийцев с типично семитской внешностью у индейцев Южной Америки? А древний секретный индейский язык с европейскими корнями, а руническая письменность? А среди ингредиентов, что использовали для консервации мумий египетских фараонов, находили табак, который в те годы в Старом свете точно был неизвестен… Очевидно, и до Америки люди из других частей света в незапамятные времена доплывали, и не раз. А туда, на минуточку, чтобы добраться, надо было океан пересечь. В Индию-то короткими перебежками вдоль берега доплыть было попроще!
Ещё одно подтверждение обмена идеями между странами и землями в древности мы нашли в Национальном музее ремёсел. Его мы тоже пробежали быстро, но здесь снимать не запрещали. В большей своей части экспозиция посвящена ткачеству, но тут и средства передвижения, и образцы типичных жилищ индийцев, многие из которых имеют несомненные аналоги в странах Африки и Юго-Восточной Азии, позже мы сами в этом убедились. Трудно представить, что живущие на разных континентах люди придумали сходные конструкции домов по отдельности друг от друга, скорее подсмотрели.

Взаимопроникновение цивилизаций не всегда происходило мирным путём, о чём свидетельствуют глиняные статуи могольских воинов и их бешеных коней..

Великие Моголы были не только поработителями, они принесли с собой приобретённую в покорённых землях культуру и религию и много строили. Кутуб-Минар, самый высокий в мире кирпичный минарет (72,6 м), возводился несколькими поколениями правителей Делийского султаната с 1193 по 1368 годы. За время стройки он оброс историческими памятниками разных эпох, является одной из главнейших достопримечательностей Дели. И нас сюда привезли, как ни поджимало время. Осматривать всё пришлось на бегу.

Задержались лишь у круглого столба из чёрного металла – что это?

Рома рассказал, что высота колонны 7 метров, весит она 6 тонн, была возведена в период с IV по VI века в храме индуистского божества Вишну в городе Матхура, который стоял на перекрестье караванных путей между Дели и Агрой. Позднее колонну перенесли в Дели в воздвигнутый здесь индуистский храм. Моголы этот храм развалили, проблемы индейцев шерифа не волновали, а из обломков сооружений стали строить минарет и мечеть рядом с ним – зачем стройматериалы возить, когда они рядом? Интересно, что металлическая колонна за 1600 лет своего существования практически не подверглась коррозии. Феномен не раз исследовали, было предположение, что железо имеет метеоритное происхождение, но против этого говорит факт отсутствия в нём никеля. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. В результате анализа старой технологии производства железа было установлено, что вероятной причиной было невыведение фосфора в шлаки при отсутствии извести в процессе, отчего образовывалась особая защитная плёнка с содержанием фосфора, препятствующая коррозии. Мне кажется, второе объяснение вернее, бритва Оккама безжалостна :)
Быстрый перекус, и прочь из Дели.
- Сколько нам ехать?
- 200 километров…
- Так это же часа три – четыре, зачем так торопимся?
- Увидите…
Смотрим. Сначала на улицы Дели. Скорость передвижения нашего автобуса 10-15 км в час, успеваем озираться по сторонам.

Вот стройка идёт, очередной памятник реставрируют. Мужчины аккуратненько кладут стены, а женщины им камни и раствор в тазах на голове подносят. Это по-нашему, по-бразильски, в России тоже есть востребованная профессия – шпалоукладчица…

Выезжаем наконец-таки за город. Ну – сейчас помчимся! Ага… Автострада узенькая, двум машинам еле разъехаться, а встречных - поперечных огромное количество, особо не разгонишься. Но скорость возросла аж до 20-30 км в час, мы даже иногда кого-то обгоняем, и наш водила усиленно давит на клаксон. В индийских Правилах дорожного движения записано, что перед совершением маневра ты должен договориться со всеми остальными участниками. Вот он и договаривается, и все так делают. Непрерывные сигналы, шум многочисленных моторов, меканье–беканье всяческой живности, гомон придорожного люда – нормальный звуковой фон индийской междугородной трассы :) По обочинам тянется нескончаемый базар, любая остановка – приключение, вокруг нас в момент образуется небольшая толпа, мы для местных в диковину. И так восемь часов. А вы говорите – 200 километров.

В общем, в город Джайпур мы въехали в полной темноте...

Использованная литература:
Карты Пири Рейса http://othereal.ru/karty-piri-rejsa/
Гугл и Википедия, конечно же

< эпизод 6

эпизод 8 >

© 2023 Клуб Альппроект