Выберите язык

Из книги "Уже история: Индия и Непал 15 лет назад ", эпизод 14.

Агра, штат Уттар-Прадеш, столица империи Моголов второй половины XVI века. Сейчас это относительно небольшой город, население всего-то около двух миллионов, для Индии сущие пустяки. До Дели от него 200 километров. Крупный железнодорожный узел, центр лёгкой и пищевой промышленности. Развиты кустарные промыслы, в том числе производство ювелирных изделий, поделок из мрамора и красного песчаника. Имеется университет – всё как у людей. Особых внешних отличий от Джайпура мы не увидели, всё вокруг примерно такое же.

Очередная камнерезная мастерская. Красочные панно из полудрагоценных и поделочных камней поразительны.

Но мы тут не ради них. Расположившаяся на берегу реки Джамны Агра является одним из крупнейших туристических центров Индии благодаря сооружениям эпохи империи Моголов и, в частности, знаменитому на весь мир Тадж-Махалу.
При входе в любое историческое здание посетителей досматривают вооружённые охранники. Тщательно, не ради формальности, и тому есть веские причины. Рождённая несправедливым разделением страны, религиозная вражда между индуистами и мусульманами тлеет, и мины, заложенные бывшими колониальными владыками, периодически сотрясают Индию взрывами терактов. Поэтому шмонают всех, и туристов тоже, поди их разбери, кто во что верит.

Ничего запрещённого у нас не нашли, и вот он, Тадж-Махал, «жемчужина мусульманского искусства в Индии и одно из всеми признанных шедевров всемирного наследия» по определению ЮНЕСКО. Белый мрамор мавзолея будто светится изнутри.

Мечеть – усыпальница была построена Шах-Джаханом, возглавлявшим династию Моголов с 1628 по 1657 годы, для упокоения своей рано умершей любимой жены Мумтаз. Место для строительства на высоком берегу реки ниже Агры шах выбрал сам.

Проект мавзолея был разработан лучшими в то время зодчими Востока. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год, на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих. После смерти Шах-Джахан был похоронен рядом со своей любимой, в зале внутри центрального здания стоят два мраморных надгробья, под которыми на глубине шесть метров покоятся тела супругов. Стены комнаты украшены мозаикой из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов в виде цветочных гирлянд и букетов. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

Некоторые учёные уверены, что здание построено на фундаменте древнего индуистского храма, но проверить эту гипотезу не представляется возможным – правительство запрещает вести раскопки на территории одного из семи современных чудес Света. А ещё есть версия, что храм был построен на 300 лет раньше, существуют некие данные радиоуглеродного анализа, но это вряд ли. Во-первых, на момент смерти Чингисхана в 1227 году, это как раз-таки 300 лет до начала строительства, монголы не были мусульманами и ещё не завоевали Индию, где господствовал индуизм, и мусульманских построек не было. Во-вторых, на коротком отрезке в 300 лет метод датировки органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода может давать значимую погрешность по множеству причин. Споры вокруг Тадж-Махала не прекращаются, многие хотели бы вписать своё имя в его историю.

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника, каждая из них увенчана тремя белыми куполами. На западе это мечеть.

На востоке «джаваб» – приют для именитых гостей. Гордый своим званием дипломированного гида и знанием индийских достопримечательностей, светясь счастливой улыбкой, Рома продемонстрировал нам интересный оптический обман: если медленно двигаться по коридору джаваба спиной вперёд от главного мавзолея, не сводя с него глаз, создаётся впечатление, что обрамлённый входной аркой Тадж-Махал наплывает на тебя.

Ясно море, мы, один за другим, бросились это дело проверять. Действительно, работает! Наши восторженные вопли разбудили дремавшую в теньке у стенки фигуру. Лицо черноусого джентльмена в сари и красной чалме выражало крайнюю степень возмущения. Приняв боевую позу и тыкая пальцем в нашего Рому, он разразился гневной тирадой на хинди. Понять, в чём дело, мы сначала не могли, но потом вспомнились индийские фильмы с танцами–сражениями героев, и действо приобрело смысл. До этой поездки я был уверен, что выражение сути происходящего с помощью пантомимы и танца есть блестящая выдумка создателей болливудского кино, и вот в очередной раз убеждаюсь: без языка вполне можно обходиться! Позой, жестами и танцевальными па обитатель коридора грозно вещал, сверля Рому горящим взглядом:
- Ты кто такой?!? Эт-то почему это ты показываешь здесь этот фокус?!? Это могу делать только я!!! Дед мой здесь этим на жизнь зарабатывал, отец мой этим семью кормил, и вдруг ты нарисовался, умник! Вон отсюда!!!
Выставив перед собой свою карточку гида как щит, Рома танцевал в ответ:
- А я сертифицированный гид!!! Этот документ позволяет мне показывать что угодно и кому угодно по всей Индии!!! А ты кто такой, где твой документ?!?
- И дед мой, и отец мой, и я… Это моё место и мой бизнес!!! А бумажку свою засунь!!!
- А я сертифицированный гид!!!
Пляска продолжалась минут пять и доставила зрителям истинное удовольствие. Были, правда, у нас опасения, что артисты вступят в более тесный контакт и пустят в ход кулаки, и как их разнимать? Но тут действительно всё как в кино: не добившись взаимопонимания, боевые петухи гордо встряхнули в сторону противника руками–крыльями, высоко задрали гордые клювы и разошлись по углам непобеждённые. Аплодисменты!
Сергей пытает Рому:
- Скажи, а в Индии бывает, что люди поссорились? И что они при этом делают, как противоречия разрешают?
- Ну, они должны договориться…
- Ну, не смогли они договориться, что они делать будут? Драться?
- Нет!
- Ну что, полицию вызовут? А что полицейский будет делать?
- Он им скажет, чтобы они договорились…
Трудно нам индусов понять :)

< эпизод 13

эпизод 15 >

© 2023 Клуб Альппроект