Выберите язык

Из книги "Уже история: Индия и Непал 15 лет назад ", эпизод 6.

Взгляд на мир у каждой страны свой, и проекция круглого глобуса на плоскость везде рисуется по-разному. Столица ставится в центр, само государство помещается вверх, а страны южного полушария вообще разворачивают карту севером вниз, сами можете в Интернете найти карты мира для географических учебников Австралии, Чили, ЮАР и убедиться в этом. Отразить реальные размеры в проекции на горизонтальную прямоугольную плоскость невозможно, и территории на удалении от центра искусственно сжимаются, а центральные, наоборот, растягиваются, отчего выглядят более значимыми. К примеру, на изданной в Великобритании карте Индия превышает бывшую свою метрополию размерами всего лишь раза в 3, на самом же деле площадь её больше примерно в 13 раз, а население – в 20. Но при взгляде на свою карту мысль о несправедливости у владык – колонизаторов не возникала: ну подумаешь, какие-то туземные народцы и никчемные земли на задворках цивилизации, сам Бог велит ими править! Так и родилась идея бремени белого человека…
Вот, взгляните ради интереса: на территории Африки, которая на знакомой нам со школы карте в проекции Меркатора не выглядит особо значительной, спокойно умещаются США, вся Европа, Индия и Китай! А Великобритания практически полностью могла бы разместиться на островке Мадагаскар :)

Истинный размер Африки в сравнении с разными странами. Автор карты: Кай Краузе

Индия от отеческой заботы белых владык избавилась лишь 15 августа 1947 года, когда в результате долгой национально-освободительной борьбы обрела независимость от Соединённого Королевства. При этом обиженные британцы сумели напоследок крупно подгадить - поделили страну по религиозному признаку на два доминиона – Индию и Пакистан. Индуистское и мусульманское государства, на территориях которых остались крупные локальные районы, населенные приверженцами противоположной религии, враждуют до сих пор. Замешанные на национальных и религиозных различиях взаимные территориальные претензии рождают приграничные конфликты, противостояния локальных общин внутри стран вызывают вспышки насилия и теракты. А рядом ещё Бангладеш и Китай, претендующие на часть территорий... Учитывая, что в регионе сосредоточено больше четверти населения Земли, последствия крупного конфликта здесь выглядят ужасающе, остаётся уповать на благоразумие правителей и вековую мудрость людей, издревле привыкших жить в соседстве друг с другом мирно.
Вокруг на постоянно толпы людей, причем по большей части индусов, которые очень любят путешествовать, недаром странники-цыгане вышли из этих земель. Житель любой заштатной деревушки старается посетить свою столицу, как когда-то каждый гражданин СССР мечтал хоть раз в жизни увидеть Москву. И мемориал Махатмы Ганди, главного идеолога движения за независимость Индии от Великобритании - это как мавзолей Ленина, всеми почитаемое место, к которому народная тропа не зарастает.

Махатма придумал, как побороть колонизаторов не прибегая к насилию путём несотрудничества и гражданского неповиновения. Им был внедрён в сознание людей термин «сатьяграха» - упорство в истине. Не могу удержаться от цитаты:
«Символом новой сатьяграхи становится чаркха, традиционная индийская прялка. <…> По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили. <…>
Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! <…> Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти».

— А. Сухарев, «Мир без насилия Махатмы Ганди»

Насколько могу судить, нелюбовь к колонизаторам у индусов глубока. Завидев бледный цвет нашей кожи, люди поначалу нередко относились к нам настороженно. Тем приятнее были улыбки, озаряющие лица после известия о том, что мы русские: «Хинди-Руси бхай-бхай!» знают все. При посещении мавзолея Хумаюна наши барышни робко попросили сфотографироваться вместе с наряженными в живописные сари юными красавицами и очень удивились ответной реакции: оказывается, девушки сами хотели того же, но стеснялись! Мы для них едва ли не большая экзотика, чем они для нас…

Хумаюн, если помните, доводился сыном основателю династии Великих моголов Бабуру. Соответственно, был могольским падишахом, потомком великого Тимура - Тамерлана, то есть личностью, безусловно, выдающейся.

Мавзолей построили по заказу его безутешной вдовы Хамиды Бану Бегум, начало строительства – 1565 г., длилось оно восемь лет.

В архитектуре центрального здания много общего с самаркандскими постройками Тимуридов, этим подчеркнули великую наследственность покойного.

Всю свою относительно недолгую жизнь он боролся за окончательное присоединение к своим владениям Северной Индии. По легенде, причиной скоропостижной кончины явилась его любовь к науке и образованию (!). Как-то раз, возвращаясь из своей библиотеки с большой стопкой книг, он услышал призыв на молитву — азан. Бросать книги Хумаюн не хотел, поэтому попытался, не выпуская стопку из рук, преклонить колени. Запутался в полах длинного халата, скатился с лестницы и вскоре скончался от полученных травм. Вот как бывает…

Ещё одно место в Дели, куда приезжий люд стремится обязательно попасть – храм Лотоса, главный храм монотеистической религии Бахаи. Её основатель Бахаулла (1817 – 1892) стяжал себе статус последнего в ряду «явлений Бога», который, помимо него, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба – знатная компания! :) Место, где люди всех вероисповеданий могут поклоняться Богу без всяческих конфессиональных ограничений – просто зайти внутрь, сесть на скромную скамеечку у стенки и молиться, но вполголоса или молча, чтение проповедей и проведение ритуальных церемоний здесь не предусмотрено.

Храм Лотоса, Нью-Дели, 1986 г. Архитектор Фариборз Сабха при его создании вдохновлялся проектом всемирно известного здания Сиднейского оперного театра. Позднее мы побывали в Сиднее и подтверждаем – похоже! :)

Мне в этой истории не всё понятно: вроде как внук Бабура Акбар ещё в XVI-м веке ввёл доктрину, объединяющую различные верования и обряды, или нет? Хотя чему тут удивляться, история знает немало случаев забвения предтеч во благо увековечения себя любимого, опять же религия – это денежки и власть! Как бы то ни было, сама идея достойная, служит установлению мира и взаимопонимания между людьми, и мы посетили сей храм с удовольствием. Тем более, что он был последним в череде сегодняшних чудес, и впереди нас ждал отдых, ужин и уютная постелька. Слишком много впечатлений за один день! :)

< эпизод 5

эпизод 7 >

© 2023 Клуб Альппроект